Историческая врезка
15 октября 1908 года в санкт-петербургском «Аквариуме» состоялась премьера первого русского игрового фильма «Стенька Разин» в постановке театрального антрепренёра Владимира Ромашкова по фрагментам пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница». Снятая в ателье Александра Дранкова, который вместе с Николаем Козловским были её оператором, лента оказалась в немом кино провозвестницей нового жанра – фильма-песни. Композитор постановки Михаил Ипполитов-Иванов расписал партитуру хрестоматийно известной народной песни для симфонического оркестра, которым сам и дирижировал, а синодальный хор в зале во время демонстрации фильма исполнил и саму песню. Успех был ошеломляющим, а счастливо нащупанный новый жанр прочно занимал репертуарное место все десять лет существования русского революционного кино.
Хотя русская революция сняла с киноповестки дня этот жанр в чистом его виде, тем не менее, спустя двадцать лет, на рубеже 30-40-х годов фильмы-песни оказались возрождённым жанром, но исключительно в применении к политической ситуации. Звучавшие с экрана в виде законченных музыкальных миниатюр пропагандистские песни государственного значения призваны были крепить народный дух, усиливать чувство патриотизма и, не в последнюю очередь, содействовать обороноспособности страны в канун надвигавшейся военной катастрофы. Кинематографическая их значимость оставалась прикладной, зато агитационная достигала поставленных целей.
Собственно, жанр как таковой на этом этапе «растёкся» и «пророс» в многочисленных фильмах различных жанров, где наличие патетической или лирической песни было одним из обязательных условий выхода на экраны. Пожалуй, никакой другой кинематограф, кроме советского, не имел в своём активе столь высокий удельный вес экранной песни.
На этом можно было бы поставить точку, заведомо отметя нынешние телевизионные музыкальные клипы от шоу-бизнеса как коммерческую продукцию внекинематографического ряда…
…Если бы в канун звукового кино в Советской России не появилась «Заявка. Будущее звуковой фильмы», подписанная Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным и Григорием Александровы, а через два-три года, в 30-м, те же Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров совместно с Эдуардом Тиссэ не сняли бы во Франции свой «Сентиментальный романс». Классики призывали использовать звук в качестве контрапункта к изображению, чтобы в итоге в фильме получалась не сумма составляющих, а их произведение. Впрочем, в «Сентиментальном романсе», в этом своеобразном фильме-кентавре, использованы и оба принципа – как контрапунктный, так и иллюстративный.
Посвящая свой венок киносонетов первому русскому фильму-песне, авторы приносят также дань искреннего уважения советским киноклассикам, которые смотрели куда глубже в корень нынешних клипмейстеров. Да и кроили не в пример лучше них!
Валерий Босенко
Исполнитель песен и романсов цикла – Олег Погудин
Документальный и художественный киноматериал, использованный в 15-ти короткометражных фильмах, в основном, по принципу контрапункта, воссоздаёт как узловые вехи отечественной истории минувшего века, так и локальные зарисовки-этюды, памятные не одному поколению соотечественников. Авторы проекта стремились создать своего рода реквием русскому ХХ веку, его истории, культуре, укладу повседневной жизни, великим и безвестным его представителям.
Этот проект не был бы даже начат, оставшись очередной отвлечённой идеей, если бы на всех этапах его осуществления не проявляли себя помощь и практическое содействие Заслуженного артиста России Олега Погудина, который предоставил свои фонограммы для всех 15-ти фильмов цикла.