«Сентиментальный романс-2000. Реквием ХХ веку»
В 2000 году был смонтирован короткометражный фильм «Сентиментальный романс-2000», который был показан на IV Фестивале архивного кино «Белые Столбы». Тёплый приём подтолкнул авторов к идее создания цикла монтажных фильмов-песен. Работа над циклом длилась почти 8 лет и завершилась в октябре 2007 года. За это время фильмы цикла неоднократно показывались на кинофестивалях и кинофорумах в России и за рубежом.
Премьера цикла состоялась 18 января 2008 года в Белом зале Дома кино на вечере, посвящённом 100-летию русского игрового кинематографа. В конце января - начале февраля 2008 года завершающий фильм цикла «Вечерний звон» был показан на фестивале «Белые Столбы», а 9 февраля 2008 года состоялся показ всего цикла из 15-ти фильмов в архивном кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион» в рамках программы «Эхо фестиваля «Белые Столбы». В течение юбилейного года цикл неоднократно демонстрировался на экране «Иллюзиона», был показан на нескольких фестивалях и форумах, в том числе, на кинофестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске, кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало» в Иванове и других. 23 мая 2008 года состоялся показ цикла в Санкт-Петербургском Доме кино. В 2010 году цикл был показан в Париже в рамках мероприятий года России во Франции и Франции в России.
В статье «Россия Пушкина. XXI век. Записки о VI Фестивале мировоззренческого кино» В.Фомина пишет ( http://barsic-cat.narod.ru/tkt/archive/01_2004/pushkind.htm ):
«В фильме «Сентиментальный романс-2000» Валерия Босенко — ни одного Пушкина: благородный голос Олега Погудина, стихи Михаила Лермонтова, атмосфера пушкинской эпохи. Хронометраж — 5 мин, фильм смонтирован из кинохроники и кадров архивного кино. Ни одной съемки, никакой ретуши; сотни часов отбора хроники, 2 часа монтажа на прямой склейке; 2 спецэффекта (один микшер и один наплыв); бюджет фильма, равный зарплате видеоинженера... Результат — приз Комитета общественных связей города Москвы.
— Чем Вас привлекает работа с хроникой?
— Кинохроника глубока и многогранна. В ней есть безыскусный срез, слом времени. Иногда настолько жизненна, что перехватывает дыхание. В кинохронике безыскусно запечатлевается реальная действительность, что соответствует любой концепции, любому преломлению на экране. А монтаж — уже дело техники: вычленить именно тот срез, который нужен. Ведь в каждом фильме ставятся свои определенные задачи.
— Как Вы состыковываете разные изображения, разные стилистики?
— По наитию, в монтаже. Очень важной для меня оказалась помощь монтажеров Ивана Твердовского и Андрея Демидова, их культура, советы. На спецэффекты у нас нет денег, да и желания нет их использовать, кроме очень коротких микшеров. Каждый фильм — это пятиминутный сюжет на песню. На монтаж пятиминутного фильма-песни уходит около двух часов, когда материал заранее отобран и записан с «припуском».
— Ваш «Сентиментальный романс-2000» — целый песенник?
— Мы решили к столетию первого фильма в жанре песни «Стенька Разин» (1908 г.) сделать «венок сонетов» — 14 фильмов разного содержания, но все в исполнении Погудина.»